В 2015 году школьные учебники будут иметь электронные версии

05 августа 2014 года в Минобрнауки России прошла рабочая встреча под председательством Первого заместителя министра образования и науки Натальи Третьяк с представителями ведущих российских издательств, посвященная выработке требований к электронным версиям учебников федерального перечня.

Созданием электронных версий учебников в настоящее время заняты все издательства, публикующие учебники из федерального перечня рекомендуемых к использованию. Необходимость продиктована требованием времени, развитием современных технологий и готовностью школьников воспринимать информацию именно в электронном виде, пользоваться его интерактивными возможностями. Исследования показывают, что дети становятся пользователями различных гаджетов уже в 3 – 4 года, и к моменту поступления в школу имеют необходимый объем навыков.

Общая цель интеграции электронных ресурсов в школу – повышение качества образования. Зарубежный опыт демонстрирует значительную эффективность и востребованность подобных инициатив.

В России электронные учебные пособия разрабатываются с начала 2000-х годов. В настоящее время Минобрнауки России выработало комплекс требований к учебникам, сформулированный в приказе «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». Данный перечень также предусматривает обязательное наличие электронной версии у всех бумажных учебников к 2015 году.

Большинство издательств планирует выпустить электронные версии своих учебников уже до конца этого года. Они будут полностью основываться на бумажном оригинале, использовать его визуальную концепцию, а кроме того, будут обладать значительной универсальностью. Речь идет о корректной работе во всех популярных операционных системах и интернет-браузерах, а также на различных видах устройств, причем как в онлайн, так и в офлайн-режиме.

Опытом использования электронных образовательных систем в настоящее время обладают десятки школ в различных регионах страны, например, в Московской области и Республике Татарстан. Здесь были успешно протестированы различные продукты – от электронных учебников по отдельным предметам, до комплексных «электронных портфелей», когда один планшет позволял ребенку выполнять задание как в классе, так и дома и даже заменял ему дневник. Были протестированы также различные типы устройств: ридеры на электронных чернилах, планшеты различных производителей и ноутбуки.

Опыт использования, по мнению экспертов, дает почву для большой работы, направленной на решение многих новых вопросов. Среди них: сохранение здоровья учеников, снижение нагрузки на глаза, обеспечение сохранности девайсов, популяризация их среди педагогов и родителей. При этом специалисты сходятся в одном: новые технологии позволяют в целом изменить парадигму образования, расширить возможности для учеников, достичь новых результатов, при условии выполнения требований, согласованных Минобрнауки с участниками встречи.

• Содержание и структура учебника в электронной форме должна соответствовать структуре и содержанию учебника в печатной форме.
• В учебнике должно быть достаточное число мультимедийных и (или) интерактивных элементов.
• Учебник воспроизводится в более чем трех общераспространенных операционных системах.
• Учебник воспроизводится более чем на трех типах электронных устройств (компьютер, ноутбук, планшет).
• Учебник должен быть представлен в общедоступных форматах и использовать технологии, не имеющие лицензионных ограничений для конечного пользователя.

«Процесс внедрения электронных учебников в образовательный процесс должен быть взвешенным и последовательным. Мы не говорим о массовом и бесповоротном переходе на новые технологии в ущерб традиционным. Бумажные учебники сейчас по-прежнему остаются основой преподавания. Но мы должны идти в ногу со временем и отвечать на современные вызовы и запросы общества, в том числе – получателей образовательных услуг. Поэтому мы и ведем эту большую работу с издательствами», — отметила Наталья Третьяк в ходе встречи.

Читайте также: