Новая концепция преподавания истории: единообразие, а не единомыслие

17 ноября 2014 года

В Российской академии наук обсуждают содержание исторической науки и подходы к ее преподаванию. Сегодня здесь начала работу Всероссийская конференция «Состояние и перспективы исторического образования и науки в общеобразовательной и высшей школе», которая проводится при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации.

«Перед нашей школой стоит сегодня задача обновления исторического образования, обеспечения его соответствия последним научным результатам и стандартам, принятым в историческом научном сообществе. Одной из приоритетных тем обсуждения в рамках данной конференции станет применение в учебной практике концепции нового учебно-методического комплекса отечественной истории. Крайне важно также обеспечить единство преподавания истории и на уровне высшего образования. Новые учебники истории, которые придут в наши школы, должны стать современным ресурсом для обучения наших детей и нести ключевые образцы патриотизма и культуры», — сказал в приветствии к участникам конференции министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов.

Необходимость переоценки подходов к преподаванию истории вызвана множеством объективных причин – от развития научных дисциплин, в том числе, исторических, до изменения получателей новых знаний – школьников и студентов. Специалисты называют современных учащихся «поколением информационной революции».

Отправной точкой для подготовки новой концепции преподавания истории стало поручение Президента РФ Владимира Путина, сделанное им в 19 февраля 2012 года на заседании Совета по межнациональным отношениям. В нем говорилось о необходимости подготовки единых учебников истории, построенных в рамках единой концепции и единой логики непрерывной российской истории.

В ходе подготовки новой концепции сформулированы необходимые принципы, проведено широкое обсуждение, в котором приняли участие ученые-историки, лучшие учителя России. Основой концепции стал историко-культурный стандарт, содержащий информацию о событиях, датах и фактах о ключевых фигурах Российской истории. Ее проект был одобрен на заседании Совета Российского исторического общества 30 октября 2013 года и окончательно утвержден на собрании общества в мае 2014 года.

«Важно понимать, что введение единообразия в преподавании исторической науки не подразумевают единомыслия в духе Козьмы Пруткова. Мы говорим о единой логике школьного курса истории, о взаимосвязи всех этапов развития российской государственности. Концепция нового учебного исторического комплекса становится основой для разработки примерных рабочих программ по истории, а также подготовки и переподготовки учителей. Мы не ставим вопрос – сколько должно быть учебников. Важно, что все они должны соответствовать принятой концепции», — Наталья Третьяк.

В настоящее время в федеральном перечне – 75 учебников по общей истории и истории России. Их соответствие новой концепции определит рабочая группа Российского исторического общества, в составе которой – ученые и эксперты Российской академии наук, Российской академии образования, МГИМО, Росархива, а также представители учительских ассоциаций. Результаты работы группы будут представлены до 01 марта 2015 года.

Несмотря на продолжающуюся работу над будущим учебником по истории, разработанная концепция уже вошла в школьную практику. В этом году Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования при участии институтов РАН обучила новым подходам в преподавании истории 500 тьюторов из всех регионов России. Помимо этого, подготовлены методические материалы для учителей, в том числе – на электронных носителях. С сентября этого года во всех регионах организованы курсы повышения квалификации для учителей истории и обществознания. Планируется, что к 2016 году переподготовку пройдут все учителя-предметники, — порядка 60 000 педагогов.

С изменениями в подходах к преподаванию истории в общеобразовательных школах будут синхронизированы изменения в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ по истории. В настоящее время их них исключены вопросы с потенциальной конфликтогенностью, а в будущем будут добавлены задания по истории регионов.

В конце ноября в РАН пройдет встреча директоров институтов национальной истории стран СНГ, в которой также примут участие ученые из Литвы, Эстонии, Грузии и Украины. А летом будущего года содержание и главные векторы исторической науки будут обсуждаться на международной конференции в Китае.

Читайте также: